Дело было в экадаши во время Кумбха-мелы в Аллахабаде. Прабхупада сидел за своим низеньким письменным столиком, полузакрыв глаза и вытянув ноги, и рассказывал о том, как надо соблюдать экадаши.
Он вскользь обронил: «В экадаши хорошо есть семена лотоса, обжаренные в топленом масле». Кто-то тут же побежал на базар искать семена лотоса. Почти сразу после этих слов, как это нередко бывало, в палатку Шрилы Прабхупады зашел брахман из Рамананди-сампрадаи с мальчиком лет двенадцати, оба с тилаками своей сампрадаи. Они поклонились, отец снял с плеча тряпичную сумку и поставил ее на столик Прабхупады. Прабхупада заглянул в сумку и торжественно объявил: «Только посмотрите, это они». Конечно же, это были семена лотоса, обжаренные в топленом масле. Прабхупада посмотрел на брахмана и спросил: «Как поживаешь?»
Человек этот оказался его знакомым. Он служил домашним жрецом в бенгальской семье из Фирозабада (Уттар-прадеш), в чьем доме останавливался Прабхупада. Несмотря на то, что брахман принадлежал к сампрадае ачарьи Рамананды, он поклонялся Божествам Гауры-Нитая в этой семье. Прабхупада съел несколько семян лотоса, раздал остальное присутствующим и осведомился у брахмана: «Ты уже омылся в сангаме?» Рамананди ответил: «Свамиджи, я как раз пришел к Вам, чтобы омыться в сангаме», – с этими словами он поставил специальный поднос у стоп Прабхупады. Прабхупада поместил свои стопы на поднос, и брахман стал омывать их водой из слияния священных рек, повторяя положенные мантры. Прабхупада смотрел на него и улыбался. Тогда, в январе 1977 года, нам редко удавалось получить чаранамриту со стоп Прабхупады, поэтому все с нетерпением ждали окончания церемонии. Рама-нанди побрызгал чаранамритой себе на голову, зачерпнул, сделал пару глотков и разбрызгал остатки на наши головы. Он сказал Прабхупаде: «Ваши стопы – вот истинный сангам. Какой прок омываться в другом сангаме? Ваши стопы могут очистить Гангу, но Вы не пошли на Гангу, поэтому я принес Гангу сюда. Эту чаранамриту я смешаю с водами Ганги, чтобы все получили благо».
Прабхупада улыбнулся и неожиданно сказал: «Отдай мне своего сына. Я сделаю из него ачарью». Брахман ответил: «Он Ваш, Свамиджи, можете забирать его в любое время».
Прабхупада сказал: «Нет, так не пойдет. Любое время – значит никакое время. Отдай мне его прямо сейчас. Я сделаю из него ачарью».
Брахман был явно не готов к такому резкому повороту событий: «Свамиджи, сейчас он учит грамматику санкрита. Чтобы изучать комментарии, он должен хотя бы до некоторой степени овладеть грамматикой. Как только он окончит курс вьякараны, я отдам его Вам. Можете считать, что он Ваш».
Атмататтва