Пожалуйста, примите мой почтительный намаскар. Я — Ваш неизвестный друг. Время от времени я пишу Вам письма, хотя Вы ни разу не потрудились ответить мне. Я посылал Вам свой журнал «Обратно к Богу», но Ваш секретарь сказал, что у Вас очень мало времени для чтения писем и еще меньше для чтения журналов. Я просил дать мне возможность побеседовать с Вами, но Ваши секретари слишком заняты, чтобы обратить внимание на мою просьбу. Так или иначе, я Ваш очень старый друг, хотя Вы меня не знаете, и сейчас я пишу, чтобы помочь Вам занять то положение, которого Вы достойны. Как искренний доброжелатель, я не имею права забыть о своем долге по отношению к такому другу, как Вы.
Я от всего сердца, как друг, советую Вам немедленно удалиться от политики, если Вы не хотите умереть бесславной смертью. Вы можете дожить до ста двадцати пяти лет, как Вы и хотели, но если эта долгая жизнь завершится бесславной смертью, то какой в ней смысл?
Такого уважения и такого почета, каких Вы добились на протяжении этой жизни, не удавалось достичь никому в истории человечества. Но Вы должны знать, что эти уважение и почет ложны, поскольку созданы божественной энергией иллюзии — Майей. Говоря «ложны», я не имею в виду, что Ваши многочисленные друзья лицемерили с Вами, или что Вы были неискренни по отношению к ним. Я имею в виду иллюзию, то есть, созданные на ее основе иллюзорные дружбу и почет, которые суть не что иное, как порождение Майи, и именно поэтому они всегда временны или, так сказать, ложны. Но никто из вас — ни Вы, ни Ваши друзья — не знали этого.
Сейчас, по милости Бога, эта иллюзия уходит, и теперь Ваши верные друзья, такие как Ачарья Крипалини, упрекают Вас в неспособности дать им в настоящий момент практическую программу действий, какую они получили от Вас в славные дни Вашего Движения гражданского неповиновения. Сейчас Вы в незавидном положении: Вам приходится искать правильный путь разрешения теперешней политической путаницы, созданной Вашими противниками. Поэтому примите это письмо-предупреждение от Вашего незначительного друга, каковым я себя считаю: если Вы своевременно не удалитесь от активной политики и не посвятите всего себя проповеди послания Бхагавад-гиты, — занятию настоящих Махатм, — то встретите смерть, такую же бесславную, как Муссолини, Гитлер, Тоджо, Черчилль или Ллойд Джордж.
Вам нетрудно понять, как и почему некоторые из Ваших политических врагов в обличье друзей (как индийцы, так и англичане) сознательно обманули Вас и разбили Вам сердце, делая все то, против чего Вы боролись так упорно и так долго. Главное, чего Вы хотели — это единство индусов и мусульман в Индии, но Ваши сподвижники постепенно, очень незаметно свели на нет результаты всей Вашей работы, разделив Индию и Пакистан. Вы хотели для Индии свободы, а они привели Индию к постоянной зависимости. Вы хотели улучшить положение бханги, но они так и чахнут в своем положении бханги, несмотря на то, что вы живете в их колонии. Поэтому все это — иллюзии, и когда Вы увидите вещи в истинном свете, Вам придется принять их как волю Бога. Господь благоволит к Вам, рассеивая иллюзию, которой Вы окутаны, и которой питали свои идеи, выдавая их за Истину.
Вы должны знать, что находитесь в относительном мире, который мудрецы называют двайта, то есть двойственным, здесь нет ничего абсолютного. За Вашей ахимсой неизбежно следует химса, подобно тому, как за светом следует тьма, а за отцом — сын. В этом двойственном мире ничто не является Абсолютной Истиной. Вы этого не знали, и не потрудились узнать из верного источника, поэтому все Ваши попытки добиться единства заканчивались разделением, а ахимса заканчивалась химсой. Но лучше поздно, чем никогда. Вы должны узнать хоть что-то об Абсолютной Истине. Истина, с которой Вы так долго экспериментировали, относительна. Относительные истины являются порождением дайви-майи, характеризующейся тремя качествами природы. Они неодолимы, как об этом говорится в Бхагавад-гите (7.14). Абсолютная Истина — это Абсолют Бога.
В «Катха-упанишад» недвусмысленно утверждается, что необходимо принять истинного гуру, который не только сведущ во всех богооткровенных Писаниях мира, но и осознал Брахман, Абсолют — только так можно постичь науку об Абсолютной Истине. В Бхагавад-гите (4.34) есть подобное указание:
тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа
упадекшйанти те джнанам джнанина таттва-даршинах
Но я знаю, что Вы никогда не проходили духовного курса образования, если не считать тех случаев, когда ради достижения своей цели Вы предпринимали суровый аскетический подвиг, наряду со множеством других вещей, которые Вы также предпринимали в ходе своих многочисленных экспериментов с относительной истиной. Но если бы Вы, как упоминалось выше, обратились к Гуру, Вы могли бы легко избежать всего этого. Ваше искреннее старание развить Божественные качества с помощью аскетизма, несомненно, помогли Вам возвыситься до некоторого уровня, и теперь Вы можете воспользоваться этим, чтобы познать Абсолютную Истину. Если же Вы удовлетворитесь своим временным положением и не предпримете попыток познать Абсолютную Истину, то законы материальной природы неизбежно сбросят Вас с этого искусственно завышенного уровня. Но если Вы по-настоящему захотите обратиться к Абсолютной Истине, если Вы захотите принести настоящее благо всему человечеству, всему миру, воплотив при этом свои идеи единства, мира и ненасилия, то Вам совершенно необходимо сейчас же оставить общество безнравственных политиков и выйти на проповедь философии и религии Бхагавад-гиты, не давая ей бесполезных догматичных толкований. Я поднимал эту тему в своем издании «Обратно к Богу», страницу из которого я предлагаю Вашему вниманию.
Я прошу Вас об одном — удалитесь от участия в политике хотя бы на один месяц, и давайте обсудим Бхагавад-гиту. Я уверен, что эта дискуссия прольет новый свет на Вашу жизнь, не только ради Вашей пользы, но и на благо мира в целом — поскольку я знаю Вас как честного, искреннего и добродетельного человека.
С интересом ожидающий Вашего ответа,
искренне Ваш,
Абхай-Чаран Дэ.