Ты спрашиваешь: «Если экстатическая любовь, связывающая Господа Нараяну и Его преданных на Вайкунтхах и Господа Кришну с Его преданными на Кришналоке качественно равны, тогда в чем преимущество пути сознания Кришны, аскетическую философию которого трудно понять?» Философия сознания Кришны включает в себя всю вайшнавскую философию. Когда мы произносим слово «Кришна», оно включает в себя и Раму, и Нрисимху, и Вараху, и все остальные экспансии и воплощения. Поэтому сознание Кришны включает в себя сознание Вайкунтхи, но сознание Вайкунтхи не включает в себя сознание Кришны. Те, кто строго следует правилам и предписаниям, регулирующим деятельность вайшнава, отправляются на Вайкунтхалоки. Но те, кому удается развить спонтанную любовь к Кришне, идут на Кришна-локу.
Поэтому, хотя сознание Кришны включает в себя сознание Вайкунтхи, чистое сознание Кришны — это спонтанная любовь к Кришне без всяких правил и ограничений. Можно пояснить эту идею следующим примером: юношей и девушек спонтанно влечет друг к другу, им для этого не нужно соблюдать никаких правил и ограничений. Когда человек развивает в сердце такую спонтанную любовь к Богу, это называется чистым сознанием Кришны. В обусловленной жизни мы забываем свои взаимоотношения с Богом, но с помощью регулирующих принципов можно пробудить спящую деятельность души. Как скрюченный ревматизмом человек постепенно распрямляется под действием определенных упражнений. Подобным образом, регулирующие принципы призваны пробудить в нас дремлющую склонность служить, но когда она разовьется, служение станет спонтанным, и это и будет чистым сознанием Кришны. Такое высокоразвитое сознание дает человеку право войти в Кришналоку. Живым примером такой спонтанной любви являются гопи и другие жители Вриндавана. Из Шримад-Бхагаватам мы узнаём, как сильно они любили Кришну.