Как я понял, ты стараешься читать лекции в колледжах, в том числе, лекции по социологии и политике, и философии. Ты не должен устраивать обсуждение политических или социальных вопросов, когда читаешь лекции о философии сознания Кришны по Бхагавад-гите и Шримад-Бхагаватам, ты можешь просто касаться некоторых социально-политических проблем. Сознание Кришны настолько широко и всеобъемлюще, что говоря о сознании Кришны, мы получаем естественную возможность затронуть и политику, хотя не она является предметом нашей проповеди. Чтобы делать так, требуется определенный опыт. Ты можешь читать такие лекции и представлять свой предмет в таком виде, что поначалу это может показаться обсуждением социально-политических вопросов с точки зрения философии, но на самом деле ты должен продвигать нашу философию сознания Кришны. Это требует такта. Можешь дать своему выступлению политический или какой угодно заголовок, а закончить все нашей философией. Это называется вишокумбхам пайомукхам. Это означает давать кувшин яда, на котором написано «нектар» или «молоко».
Мы должны научиться такой политике. В прежние времена в политике использовались вишоканьи. Вишоканья — это красивая ядовитая девушка. Смысл в том, что маленькой девочке с рождения каждый день давали небольшие дозы яда, которые она могла переносить. Постепенно дозу увеличивали, и когда она становилась юной девушкой, это была уже огромная доза яда. Такую девушку использовали, чтобы убивать врагов. Врага приглашали в гости, а девушку приставляли к нему в качестве служанки, и когда между ними наступала близость, то стоило врагу поцеловать эту девушку в губы, яд проникал в его тело, — потому что яд очень быстро распространяется через язык — и враг погибал. Подобно этому, мы должны представлять сознание Кришны так, чтобы через политику и социологию люди получали дозу и становились сознающими Кришну. Но вместо того, чтобы пасть жертвами, они получат бессмертие. Вот в чем разница.