«Гита-пресс»
Горакхпур
Мой дорогой Бхайджи Хануман-Прасад Поддар,
примите, пожалуйста, мои поклоны. Надеюсь, к этому времени Вы уже получили от меня подтверждение, датированное вчерашним днем, в ответ на свое письмо от 26 января 1970. Поскольку вы хотите напечатать в журнале «Кальяна» обширную статью о моей деятельности, думаю, будет уместным описать Вам краткую историю моего прихода в западный мир. В 1922 году, когда я был еще управляющим «Лабораторий д-ра Бозе лимитед», мне очень посчастливилось: я встретил своего духовного учителя, Его Божественную Милость Ом Вишнупаду Парамахамсу Паривраджакачарью Бхактисиддханту Сарасвати Госвами Шрилу Прабхупаду. На первой же встрече Его Божественная Милость попросил меня проповедовать послание Господа Чайтаньи в Западном мире.
В то время я был молодым человеком и националистом, поклонником Махатмы Ганди и Ч.Р. Дасса. И я ответил ему тогда, что кто же будет слушать послание Господа Чайтаньи, если мы зависимая нация? Таким образом, я вступил в спор со своим духовным учителем, и в конце его я был побежден. В то время, поскольку я был уже женат, я не мог принять его слова вполне серьезно.
Я продолжал жизнь домохозяина, но, по беспричинной милости духовного учителя, этот приказ [о распространении] прасада запечатлелся в моем сердце. Я был должным образом инициирован в 1933 году в Аллахабаде, когда сэр Малькольм Хэйли, тогдашний губернатор Уттар-Прадеша открывал наше отделение Гаудия-Матха там. Затем, в 1936 году мой духовный учитель покинул этот мир, оставив мне письмо, что мне было бы лучше проповедовать на английском языке. Я очень серьезно над этим думал, и только в 1944 начал издавать журнал «Обратно к Богу». Постепенно, к 1954 году я удалился от семейной жизни и стал жить один в Матхуре, во Вриндаване. В 1959 году один из моих духовных братьев, Его Святейшейство Б.П. Кешава Махараджа, удостоил меня санньясы. Затем, в 1960 году я начал переводить на английский язык Шримад-Бхагаватам, а примерно в 1961 гостил у Вас в Гита-Багиче. Вы были так добры, что помогли мне, частично оплатив издание моего Шримад-Бхагаватам через Фонд Милосердия Дальмии. С большим трудом я опубликовал до 1965 года второй и третий тома Шримад-Бхагаватам, и приготовился уехать в эту страну со своими книгами. С большими трудностями мне удалось получить форму «П» от Управления Контроля за Иностранной Валютой, и, так или иначе, я прибыл в Бостон 17 сентября 1965. Находясь на борту судна под названием «Джаладута», я думал: «Зачем Кришна привел меня в эту страну?» Я знал, что западные люди слишком сильно привязаны к огромному количеству вещей, запрещенных в нашей ведической концепции жизни. Чувства переполняли меня. И я написал длинную поэму, обращенную к Господу Кришне, в которой задавал тот же самый вопрос: «Зачем Он привел меня в эту страну?»
В то время меня материально поддержал сын одного моего друга, Гопал Агарвал, который обосновался в этой стране, женившись на американской девушке по имени Салли. Я гостил у них, и чувствую себя очень обязанным Гопалу и его жене Салли за их теплый прием и ласковое со мной обращение. Я жил с ними три недели в Батлере, недалеко от Питтстбурга (Пенсильвания), а затем перебрался в Нью-Йорк. Спустя некоторое время я снял квартиру в номере 100 по Семьдесят Второй Западной Улице, но через несколько месяцев все мои вещи — пишущая машинка, диктофон, книги — были украдены. Затем один из моих учеников приютил меня на улице Бауэри, а позже я снял магазинчик с витриной и квартиру в номере 26 по Второй Авеню за 200 долларов в месяц, не имея никакого источника дохода. Я начал проводить лекции, и иногда по воскресеньям пел харе-кришна-мантру в парке Томпкинс-сквер с трех до пяти часов вечера. В это время вокруг меня обычно собиралась молодежь, иногда повидаться со мной приходил поэт Аллен Гинзберг, а иногда репортер из «Нью-Йорк Таймз». Таким путем харе-кришна-мантра стала очень популярной в Нижнем Ист-Сайде.
Так начало привлекаться ко мне молодое поколение, и постепенно, одно за другим, были открыты многочисленные отделения. После Нью-Йорка следующее отделение открылось в Сан-Франциско, затем в Монреале, в Бостоне и в Лос-Анджелесе. Сейчас мы располагаем следующими центрами в Америке, Канаде, Европе, Японии и Австралии (см. приложение А ко 2-1 странице).
Моя деятельность в Лондоне началась в сентябре 1968 года. Я послал туда шестерых своих учеников — три семейных пары, все не старше 26 лет. Эти юноши и девушки впервые начали Движение санкиртаны в Лондоне, и от них пришли очень хорошие отчеты. Даже в газете «Тайм оф Лондон» была напечатана статья под заголовком «Пение «Харе Кришна» ошеломило Лондон».
В Лондоне много индийцев, особенно из Гуджарата и Пенджаба. Все они были ошеломлены, увидев американских юношей и девушек, поющих харе-кришна-мантру. Их приглашали в различные центры, как индийцы, так и европейцы, но им было очень нелегко найти подходящий дом в городе. Мой Гуру Махараджа любил открывать центры в самой деловой части города. Сорок лет назад мой Гуру Махараджа пытался открыть там храм, но, по тем или иным причинам, это не получилось. Все же я не расставался с мыслью открыть храм в сердце этого города, и, по милости Кришны, эти юноши и девушки сняли дом в самой деловой части центрального Лондона, в номере 7 по Бьюри-плейс, рядом с Британским музеем, Лондонским Университетом, улицей Великого Рассела и площадью Блумсбери. Британский Музей расположен буквально в двух шагах слева от храма. Наша деятельность в Лондоне носит постоянный характер. Там сейчас находится около тридцати пяти английских и американских юношей и девушек.
Что касается количества ашрамов, то наши храмы я уже перечислил. Божества, Которым поклоняются в храмах, это Джаганнатха Свами с Баларамой и Субхадрой и Радха-Кришна. В первом открытом нами храме мы начали поклоняться Джаганнатхе Свами. Мой Гуру Махараджа рекомендовал открывать в этих странах храмы Джаганнатхи, поэтому я вдохновился первым установить Джаганнатху Свами, ведь Он добр даже к млеччхам. Позже, по мере возможности, я устанавливал мурти Радхи-Кришны. Обычно в наших храмах неизменно присутствуют Джаганнатха Свами и изображения санкиртаны Господа Чайтаньи, и постепенно мы устанавливаем в каждом центре мурти Радхи и Кришны. Программа поклонения в храмах такова: рано утром, до рассвета, проводится мангала-арати. Ежедневно в восемь утра Божеств переодевают, и алтарь заново украшают. Затем, с одиннадцати до двенадцати дня проходит бхога-арати. В пять часов дверь [алтаря] открывается, и проводится дхупа-арати и предлагается вайкалика-бхога. Утром мы предлагаем Божествам фрукты и молоко, а в полдень — рис, дал, чапати, овощи, молоко, сладкий рис и множество других блюд. Во время вайкалика-бхога-арати мы снова предлагаем фрукты. Затем, после наступления сумерек проводится сандхья-арати, а в девять вечера мы предлагаем в качестве бхоги пури, овощи, молоко, засахаренные фрукты и т.д. Затем проводится шайяна-арати, после которой Божества отправляются на покой. Мы обильно украшаем Их троны цветами, ежедневно меняем Их одежды и украшения, а кроме того, по мере возможности, содержим в образцовой чистоте и порядке помост, на котором Они стоят, и храмовое помещение. Преданные принимают омовение дважды в день.
Правительство Соединенного Королества выпустило указ о передаче недействующих церквей другим религиозным объединениям, но христианское начальство желает получить немало денег, продавая эту недвижимость. Из-за этих космических цен мы не смогли получить ни одной церкви, потому что мне нечем за них платить. Но получить их можно. В Лондоне мы видели одну заброшенную церковь, и в Оксфорде тоже. Они очень подходят для наших целей, но переговоры продвигаются очень медленно. Есть еще несколько церквей в разных районах, но их можно только выкупить. Правительство не разработало такой схемы, которая позволяла бы просто передать эти недействующие церкви в наше распоряжение.
Как мы можем рассчитывать на финансовую помощь [английского] правительства, когда даже наше собственное индийское правительство не разрешает вывозить деньги из Индии на эти цели? Где же нам ждать помощи от чужого правительства? Наш бюджет зиждется всецело на милости Кришны. Без сомнения, мы несем огромные расходы: например, наш храм в Лос-Анджелесе тратит в пересчете на наши индийские рупии около 20 000 в месяц. Но преданные, юноши и девушки, каким-то образом собирают эти огромные деньги и, по милости Кришны, у нас не возникает трудностей.
В большинстве наших центров мы осуществляем свою деятельность в арендованных зданиях. Собственные здания у нас есть только в Бостоне и Буффало. В Бостоне у нас есть собственная типография, ИСККОН-пресс, в которой печатается часть наших книг и журналов. Большая часть печатается сторонними типографиями, в основном, в Японии.
Правительство не поддерживает нас и не препятствует нам. Иногда полиция запрещает проведение санкиртаны, когда группы выходят на улицы. В Штатах эти запреты со стороны полиции не часты, а вот в Лондоне нас практически остановили. В Гамбурге и Токио тоже не очень строго. Поначалу трудности у нас возникали повсюду. Но теперь люди почти повсеместно оценили наше Движение — то, что мы преданные Господа, наши юноши и девушки отличаются прекрасным поведением и нравом — и отвечают нам полным признанием. Правительственная Призывная комиссия признала нас религиозным Обществом, поэтому они к нам добры. Но мы не получаем прямой денежной помощи ни от правительства, ни от крупных фондов. Нам также не представилась возможность контактировать с богатыми слоями общества.
Система посвящения у нас такова: на наших обычных занятиях, которые проводятся три раза в неделю, мы поем харе-кришна-мантру в начале и в конце, а между пением мы регулярно обсуждаем Бхагавад-гиту и Шримад-Бхагаватам. Мы не препятствуем никому приходить в храм на эти занятия, приветствуем каждого. Мы только просим входящих оставлять свою обувь в особом месте и сидеть в храме, поджав ноги. Если человек не может сидеть, поджав ноги, мы усаживаем его на стул. Когда кто-то из постоянных слушателей начинает проявлять больший интерес, его приглашают принять участие в ежедневных программах сознания Кришны и ежедневных занятиях. Через некоторое время, когда он уже оценит нашу программу и попытается понять нашу философию, если человек особо заинтересован, и президент храма рекомендует его в качестве кандидата на посвящение, я принимаю его и даю ему первое посвящение в виде харинамы, при этом проводится обычное огненное жертвоприношение. Я прочитываю харе-кришна-мантру на 108 бусинах, а затем передаю эти четки ученику, который при этом получает новое имя Кришна-дас. Ученику дается рекомендация строго придерживаться регулирующих принципов: 1) не есть мяса, рыбы, яиц, 2) не принимать одурманивающих веществ, включая кофе, чай и табак, 3) не вести незаконную половую жизнь и 4) не играть в азартные игры и не заниматься умственными спекуляциями.
По прошествии минимум шести месяцев такой жизни, когда ученик привыкает к вайшнавским принципам, он получает второе посвящение и священный шнур. Церемония возложения священного шнура рекомендована в «Хари-бхакти-виласе», вайшнавской смрити-шастре, составленной Санатаной Госвами. Санатана Госвами утверждает, что через процесс посвящения человек возвышается до уровня дваждырожденного (двиджи). Так говорит панчаратрика-видхи. Согласно ведическому видхи, ученик должен быть законным сыном брахмана или дваждырожденного, однако, согласно Шримад-Бхагаватам, если все необходимые самскары, начиная с Гарбхадханы, не проводились, человек считается шудрой, но этот шудра может возвыситься до уровня брахмана с помощью панчаратрика-видхи. Так говорит Нарада Юдхиштхире в Седьмой Песни Шримад-Бхагаватам[КМ-д119] :
В своем комментарии к этому стиху Шридхара Свами пишет, что рождение [в брахманской семье] не всегда является признаком брахмана, качества куда важнее. В Бхагавад-гите кастовая система описывается тоже в связи с качествами и занятием человека. В Шримад-Бхагаватам также говорится:
кирата-хунандхра-пулинда-пулкаша
абхира-шумбха йаванах кхасадайах
йе ‘нйе ча папа йад-апашрайашрайах
шудхйанти тасмаи прабхавишнаве намах
(Бхаг., 2.4.18)
Итак, наш процесс посвящения протекает в соответствии с авторитетными регулирующими принципами. Это самая суть нашего процесса посвящения. Вначале ученики получают Харинаму, а во время церемонии возложения священного шнура им дается гаятри и восемнадцатибуквенная [КМ-д120] кришна-мантра. Ученик повторяет гаятри-мантры трижды в день — утром, в полдень и вечером. На четках повторяется минимум шестнадцать кругов, или, иными словами, 27 648 имен ежедневно.
Прилагаю напечатанные экземпляры наших правил и предписаний, которые соблюдают наши ученики, список десяти оскорблений, и т.д. Надеюсь, сие застанет Вас в добром здравии.
Твой в служении Господу,
А.Ч. Бхактиведанта Свами
Что касается наименований напечатанных книг, то вот они:
«Шримад-Бхагаватам», Лига Преданных, 16 долл. (три тома)
«Бхагавад-гита как она есть», МакМиллан, мягкий переплет, 2,95 долл.
«Бхагавад-гита как она есть», Колье-МакМиллан, твердый переплет, 6,95 долл.
«Учение Господа Чайтаньи», ИСККОН-пресс, 5,95 долл.
«Шри Ишопанишад», ИСККОН-пресс, 1,00 долл.
«Нектар преданности», ИСККН-пресс, 5,95 долл.
«Кришна», ИСККОН-пресс, 10,00 долл.
«Легкое путешествие на другие планеты», Лига Преданных, 0,50 долл.
«Два очерка», ИСККОН-пресс, 0,50 долл.
Ежемесячный журнал «Обратно к Богу», ИСККОН-пресс
Французское издание «Обратно к Богу», ИСККОН-пресс
Немецкое издание «Обратно к Богу», ИСККОН-пресс
Некоторые из этих изданий я прилагаю к данному письму, а остальные будут высланы из Нью-Йорка вместе с книгами.
Управление каждым нашим центром осуществляется тремя ответственными лицами: президентом, казначеем и секретарем. Каждый центр имеет свой отдельный банковский счет. Чеки подписываются двумя должностными лицами из трех. Однако на каждом банковском счете присутствует мое имя как ачарьи-основателя, и когда я сам нахожусь в каком-либо центре, я иногда сам подписываю чеки. Я стараюсь держаться подальше от сделок и бизнеса, но что касается книгопечатания, то книжным фондом я управляю лично.
Финансово наши центры обеспечиваются за счет продажи книг и журналов и добровольных взносов со стороны. Иногда мы делаем благовония, и посетители охотно их покупают. Так мы ведем финансовые дела Общества. В Лондоне, однако, мы продаем еще и запись харе-кришна-мантры, а в США получаем дополнительный доход от продажи записи молитвы «Говиндам» и других подобных записей. Запись харе-кришна-мантры расходится из Лондона и продается по всему миру. Это устраивает м-р Джордж Харрисон, знаменитый английский музыкант, мой непосвященный преданный. Этот молодой человек дал мне недавно 19 000 долл. на издание моей книги «Кришна». Вся эта сумма уйдет на печатание этой книги в Японии.
Названия городов, где уж основаны наши центры, были даны выше. Фотографии нашей повседневной деятельности — киртанов и т.д. — прилагаются. Я очень рад, что вы хотите сделать нашу деятельность достоянием индийской молодежи, но и здесь я вижу, что молодые люди очень пытливы. Не знаю, почему, но в Индии молодежь не так пытлива — может быть, они слишком поглощены решением экономических проблем. Недавно к нашему центру в Сент-Луисе присоединился один молодой индиец, доктор философии в Университете Сент-Луиса, и я посылаю Вам для ознакомления копии его вопросов и моих ответов. Что касается молодых юношей и девушек из Европы и Америки, они тоже засыпают меня вопросами, а я отвечаю на них, в основном, приводя ссылки на «Бхагавад-гиту как она есть». Эти ученики весьма успешно сражаются с элементами, противостоящими школе бхакти. Я получаю от них сотни писем, и если Вы хотите произвести ажиотаж среди индийской молодежи, то я, по Вашему запросу, могу прислать Вам несколько таких писем для опубликования.
В целом положение в мире без Бога не слишком удовлетворительно. Люди в этой части света ощущают пустоту, но не знают, как решить эту проблему. Они думают, что распространяя безбожие, они смогут решить какие-то вопросы — утопическая мечта, которой не суждено сбыться. Безбожные вожаки общества сами слепы, и те, кто следует за ними, также слепы. Слепцы, ведущие слепцов — какой в этом смысл? Но я на практике вижу, что Движение сознания Кришны, то есть, подача философии «Бхагавад-гиты как она есть» способно решить проблемы мира. Эта ответственность ложится в особенности на индийцев, которые должны вначале понять эту философию сами. Если такие осознавшие себя души отправятся в разные части света и станут проповедовать Движение сознания Кришны во всех уголках мира, это станет началом великого возрождения. Поэтому я прошу Вас уделить Движению сознания Кришны серьезное внимание и помочь мне, насколько это возможно.
Я хочу открыть центр в Индии, в месте рождения Господа Чайтаньи Махапрабху, особо предназначенный для размещения учеников-неиндийцев, чтобы они могли получать там уроки великого духовного искусства. Если молодые индийцы увидят, как ученики из-за рубежа, из Англии, Америки, Канады, Австралии т.д. проявляют интерес к духовной науке, оставленной нам ачарьями, во главе с Господом Кришной, они, естественно, тоже захотят принять участие в нашем Движении. Это большой и очень дорогой проект, но если хотя бы половинуh ♪♪ возьмут на себя индийцы, другую половину я смогу прислать из Америки и Европы. Поскольку Вы добровольно предложили служение этому Движению сознания Кришны, я буду очень рад, если Вы милостиво согласитесь на это предложение. h ♪