Я был чрезвычайно рад получить твое чудесное письмо от 10 января 1972 и рад был отметить, что ты задаешь очень разумные вопросы. Это естественное положение для начинающего преданного, искренне стремящегося понять, чт? есть Абсолютная Истина. Меня очень порадовало, что ты так разумен — как и твой отец — и что вся твоя семья прогрессирует в сознании Кришны. Пусть Кришна пошлет тебе все благословения. Господь Чайтанья встретился с муллой в Саре (Уттара-Прадеш), а не в Аллахабаде. Цитируя Коран, Он убедил муллу в том, что сознание Кришны, или чистая любовь к Богу в настроении самоотверженного преданного служение является высшей целью жизни.
Что касается разницы между умозрительными рассуждениями и философскими рассуждениями, мы считаем, что знание приходит благодаря философской деятельности ума, так что философские рассуждения — это то же самое, что и умозрительные рассуждения, если они представляют собой случайную, неуправляемую деятельность ума, стремящегося понять все и строить теории, «если бы да кабы». Но если философские рассуждения направлены на шастры и гуру, и если целью таких философских усилий является достижение Вишну, тогда такие философские рассуждения нельзя назвать умственными рассуждениями. Вот, например, Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Я — вкус воды». Философское рассуждение в описанном духе означает попытку понять, под руководством гуру и шастр, каким образом Кришна является вкусом воды. Утверждения Бхагавад-гиты, хотя они просты и совершенны, можно изучать под бесконечно разнообразными углами зрения, поэтому наша философия отнюдь не суха, как умозрительные рассуждения. Подобающая уму деятельность или психология состоит в том, чтобы осознать все в соответствии с Кришной, с точки зрения Кришны, и такому осознанию нет предела, поскольку Кришна беспределен, и хотя можно сказать, что преданный, который знает Кришну, знает всё, (Бхагавад-гита, 15?я глава), все же процесс философствования не прекращается, и преданный продолжает расширять свое знание, пусть даже он знает всё. Постарайся это понять — это очень хороший вопрос.
Возможно, у Господа Чайтаньи были длинные волосы в самом начале его жизни грихастхи, но это не означает, что мы должны подражать Господу Чайтанье. Чайтанья и голову брил, и шикху носил. Важно следовать указаниям и предписаниям, оставленным для нас великими святыми и ачарьями нашей традиции, а они советуют брить голову, однако строгих правил на этот счет нет. Если по практическим соображениям нужно отпустить длинные волосы, так и надо сделать. Но мы не должны отращивать длинные волосы в подражание Господу Чайтанье.
Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии и приятном расположении духа. Твой отец прекрасно служит в Дели, печатая наши книги и журналы на хинди, и я также очень им доволен. Оберегай свою добрую мать, братьев и сестер, помогай им развиваться в сознании Кришны, ежедневно устраивай у себя дома пение и сделай алтарь. Если ты очень серьезно вознамеришься достичь высшего счастья жизни, ты будешь, я думаю, с большим энтузиазмом практиковать метод сознания Кришны и тебе будет сопутствовать всяческий успех.