В Шримад-Бхагаватам приводится вопрос, заданный Шукадеве Госвами Махараджей Парикшитом и касающийся греховности человеческого общества. Как образованный человек, Вы, профессор, легко поймете, почему люди не могут отказаться от греха. Человек узнает о последствиях греховных действий двумя способами. Как, например, преступник: он слышит от юристов, что воров наказывают за их преступную деятельность, и видит, как полицейские хватают вора и сажают в тюрьму. Обычно наше представление о мире складывается из того, что мы слышали, и того, что видели собственными глазами. Вопрос был такой: почему человек совершает грехи, несмотря на то, что обладает полным знанием об их последствиях, поскольку слышал авторитетных людей и видел эти последствия собственными глазами. Вор совершает кражу раз за разом и раз за разом отправляется в тюрьму, он знает всё, так почему же он ставит себя в жалкое положение заключенного? Причина названа ведическими ачарьями — это папа-биджа, семя греховной деятельности. Эта папа-биджа пребывает в нашем сердце в одном из трех состояний: в спящем состоянии, в состоянии ростка и в состоянии плодоношения. Череда этих состояний нашей папа-биджи и является причиной повторяющихся рождений и смертей и переселения в различные виды тел. На самом деле именно она является причиной страданий живых существ. Существует немало способов освобождения живых существ из этого запутанного положения. Их можно объединить в три больших категории: медитация, совершение великих жертвоприношений и поклонение Господу в храме. Но в эту эпоху, в Кали-югу, никто не способен медитировать совершенным образом, ни у кого нет достаточных средств, чтобы совершать великие жертвоприношения, и ни у кого нет склонности посещать богослужение в храме, церкви или мечети, или в других святилищах. Вот почему в «Брихад-Нарадия-пуране» говорится, что ни один из этих трех принципов духовного возвышения не годен для эпохи Кали.
Поэтому единственно возможное средство духовной реализации — это пение и повторение святого имени Бога, или Кришны, или Рамы. Господь Чайтанья проповедовал эту формулу духовной реализации 500 лет назад, по Его милости сейчас она достигла западного мира, и мы на практике испытали ее действенность. Движение сознание Кришны популяризируется здесь тремя основными способами: преданные поклоняются Божеству в храме, выходят на улицы, чтобы исполнять санкиртану, и распространяют брошюры. У нас есть и большие книги: Шримад-Бхагаватам, «Учение Господа Чайтаньи», «Нектар преданности», «Кришна» и т.д., но различные наши центры распространяют их в меньших объемах. Так что говорить сейчас о публикации Вашего Шримад-Бхагаватам не приходится по двум причинам: 1) мы имеем дело с массами обычных людей и 2) мы общаемся с учеными высшего уровня лишь время от времени. В последнее время мы переписывались с д-ром Дж. Ф. Стаалем, профессором философии и южно-азиатских языков Университета Калифорнии в Беркли (Вам послан, в связи с этим, небольшой буклет отдельной авиапочтой). Если бы Вы прислали мне фрагменты важных частей Вашего трактата, мы могли бы опубликовать их в нашем журнале «Обратно к Богу». На сегодня это единственное, что можно сделать.