Мой дедушка, Раджа Рагхунандана Прасад Сингх, во времена британского колониального режима был царем провинции Мунгер, что в штате Бихар.
Его духовным учителем был Бхагаван дас Бабаджи Махарадж из Навадвипы, прямой потомок Самого Господа Нитьянанды. После завоевания независимости дедушка был избран членом Парламента Индии и часто ездил в Дели по делам. У него был большой дворец в Дели, но в нем он не чувствовал себя комфортно. Будучи с самого детства вайшнавом, слугой Господа Кришны, он предпочитал жить во Вриндаване и ездить на правительственные встречи оттуда, хотя в то время это было очень сложно и утомительно.
Он, его жена и сын построили во Вриндаване Мунгер-мандир и установили в этом красивейшем храме Божества Шри Шри Радхи-Мохана. Наши предки были рама-бхактами, но дедушка стал последователем Шри Чайтаньи Махапрабху. Хотя он обладал огромными богатствами и ездил на позолоченном роллсройсе, он никогда не был привязан к власти и роскоши. Управлению провинцией он уделял не более двух часов в день. Всё оставшееся время он проводил в повторении святого имени, служил преданным и Махапрабху, а также поклонялся Божествам. Все пуджи он всегда делал сам, не поручая никому другому.
Во Вриндаване дедушка никогда не носил обуви и просил милостыню у местных жителей – враджаваси. Он и бабушка, ее звали Сарасвати, повторяли по триста тысяч святых имен ежедневно. Они прожили в браке несколько лет, но у них не было детей, и их подданные волновались, что династия прервется. Однажды мой прадедушка, еще более обеспокоенный отсутствием наследников, решил тайком заглянуть к ним в комнату ночью. Он обнаружил, что оба они сидят каждый в своем углу комнаты и повторяют святые имена. К тому времени они уже пять лет были женаты, но так и не удосужились вступить в близкие отношения, чтобы у них появился ребенок. Отец дедушки стал умолять его произвести на свет сына. Так появился мой отец, которого назвали Шачинанданой. Отец получил посвящение у Радха-Говинды даса Махараджа, и я, еще будучи маленьким мальчиком, тоже получил у этого святого сначала первое посвящение, а затем в 1974 году и дикшу. К тому времени моему Гурудеву было больше ста двадцати лет.
Мой дедушка был знаком со Шрилой Прабхупадой с тех самых пор, как Шрила Прабхупада обосновался во Вриндаване. Мне рассказывали, что впервые я увидел Шрилу Прабхупаду еще в младенчестве. Я помню, как позже в храме Радхи-Дамодары мой дедушка представил меня Шриле Прабхупаде, который тогда носил белые одежды. Каждый день мы вместе с дедом ходили в храм Радхи-Дамодары, получали даршан Шрилы Прабхупады и вместе с другими садху слушали его проповедь. Дедушка рассказывал, что они очень тепло относились друг к другу.
В 1977 году мой Гуру Махарадж узнал, что Шрила Прабхупада, распространивший сознание Кришны в странах Запада, тяжело заболел и вернулся во Вриндаван. Гуру Махарадж спросил меня: «Знаешь ли ты Шрилу Прабхупаду?», на что я ответил, что встречался с ним, когда был ребенком, но едва помню его. На это Гуру Махарадж сказал: «Ты должен немедленно пойти к нему и получить у него благословения. Он получил шакти от Самого Нитьянанды Прабху. Нитьянанда действует через Шрилу Прабхупаду. Если ты хочешь получить настоящую милость нашего Нитьянанды, ты должен без промедлений отправиться в Кришна-Баларам-мандир. И не возвращайся, пока не встретишься со Шрилой Прабхупадой».
Он сказал мне, что помнит времена, когда Шрила Прабхупада жил в храме Радхи-Дамодары, работая над книгами и издавая первые номера журнала «Обратно к Богу». По его словам, Шрила Прабхупада обращался к моим дедушке и бабушке за помощью, и они сделали пожертвование в его книжный фонд ради развития миссии Махапрабху.
Гуру продолжил: «Им движет единственное желание – помочь людям в этом мире, и это желание делает все его поступки совершенными».
Я сразу же пошел на Рамана-рети, в храм Кришны-Баларамы, но встретиться с Прабхупадой было не так-то легко. Я долго прождал под его дверью. Шрила Прабхупада был занят, у него шло какое-то важное собрание. В конце концов вышла молодая женщина, извинилась и сказала, что у меня не получится встретиться с Прабхупадой в этот раз, так как он очень занят с Джи-би-си. Я сильно расстроился и стал объяснять ей, что это приказ Гурудева – я во что бы то ни стало должен его увидеть, и непременно сегодня! Похоже, я говорил слишком громко, потому что внезапно из комнаты раздался голос Шрилы Прабхупады: «Ке аче окана?», что в переводе с бенгали значит: «Кто там?» Она стала объяснять: «Тут какой-то человек хочет непременно увидеться с Вами, потому что его гуру послал его к Вам». Шрила Прабхупада сказал: «Пусть заходит». В комнате находилось около двадцати пяти европейцев или американцев. Я пристроился позади них, в дальнем углу комнаты. Через пару минут Прабхупада сказал им, чтобы они вышли, посовещались, приняли решение, а затем вернулись к нему с предложением.
Когда все вышли, я неожиданно для самого себя оказался наедине со Шрилой Прабхупадой. Я подошел ближе и растянулся в дандавате. Мне не верилось: неужели передо мной человек, несущий энергию Самого Нитьянанды Прабху? С замиранием сердца я смотрел на Шрилу Прабхупаду, отказываясь верить своей удаче. В конце концов я произнес: «Я хочу предаться Кришне».
Это прозвучало немного пафосно. Он же, наоборот, очень по-простому спросил меня: «Ты сам откуда будешь?»
Я ответил: «Из Мунгер-мандира».
«О! Тогда ты должен быть знаком с Рагхунанданой дасом».
Услышав, что это мой дед, он привстал, подозвал меня поближе и крепко обнял. «Значит, ты и мой внук тоже», – сказал он мне. В этот момент по телу моему пробежали мурашки. Сам не знаю почему, я вспотел, задрожал и заплакал. А он продолжал обнимать меня. У меня в голове мелькнула мысль: «Как же я могу быть его внуком?»
Прочитав мои мысли, он произнес: «Я знаю, что ты думаешь: „Как же я могу быть его внуком?“»
Услышав эти слова, я расплакался еще сильней. «От него ничего нельзя скрыть», – промелькнуло у меня в голове. Я почувствовал себя очень маленьким и слабым.
А Шрила Прабхупада продолжал: «Ты, наверное, не знаешь, но я давний друг твоего деда. Мы провели много времени вместе. Я знаком с вашими Божествами, Радхой-Моханом (он именно так и сказал: я знаком с вашими Божествами). Как проходит сева-пуджа в вашем храме?» Я сказал: «Очень хорошо, много людей занято в служении Им».
Он удивленно спросил: «А ты сам чем занимаешься?»
Я ответил: «Я руковожу. Другие служат в храме, а я занимаюсь своим бизнесом».
Он рассердился и сказал: «Ты смеешь заниматься бизнесом, перепоручив служение Божествам слугам? Не могу в это поверить. Твой дед был Махараджей, он управлял целым царством, но у него было время самому служить Божествам. А ты уже и так состоятельный человек, но у тебя, видите ли, нет времени служить Им. Ты сам, своими руками должен убирать храм и выполнять севу».
Я ответил: «Я самый старший в семье и несу ответственность за все дела нашего рода. У меня пятеро детей – две девочки и три мальчика. У нас храм во Вриндаване, большой храм Махапрабху в провинции Мунгер и еще несколько храмов вблизи него. Как по-другому мне вести все эти дела, Махарадж?»
Он сказал: «Если ты захочешь, то сможешь сам служить Божествам даже при такой нагрузке. Более того, – он слегка возвысил голос, – я знаю, что ты будешь делать это. И не только это, – неожиданно добавил он, – ты будешь проповедовать по всему миру…»
Меня чуть удар не хватил: «Я не проповедник, и едва ли когда-нибудь им стану. Я ведь ничего не знаю».
Он сказал: «По моему благословению ты примешь санньясу и будешь проповедовать по всему миру. Занимайся этим и время от времени навещай меня».
Затем он спросил: «Кто твой гуру?»
Я сказал ему, что принял посвящение у Радха-Говинды даса Бабаджи Махараджа и что гуру послал меня за благословениями к нему.
«Я знаю его, он приходил ко мне в храм Радхи-Дамодары. Он тоже из Бенгалии. Следуй всему, что он говорит тебе, так, чтобы его благословения были с тобой. Он сиддха-пуруша – великий святой».
Получив такую милость от Шрилы Прабхупады, я вернулся к своему Гурудеву и рассказал ему все, что произошло. Ему к тому времени уже было больше ста двадцати пяти лет, но, выслушав меня, он стал прыгать от восторга: «Ты получил настоящую милость. Ты увидишь, что произойдет с твоей жизнью. Всё, что он предсказал, обязательно сбудется. Ты будешь давать людям любовь к Кришне. Все будут любить тебя. Он передал тебе свою шакти, которую получил от Нитьянанды».
Счастье переполнило Гурудева, он обнял меня и благословил. До этого я был фанатично привязан к своему гуру, но Шрила Прабхупада открыл мне важность общения с великими вайшнавами. Он велел мне сосредоточить ум на стопах моего Гурудева, но принимать благословения и помощь от всех махаджан.
Несколько месяцев спустя, когда Шрила Прабхупада вернулся из Лондона, я снова отправился к нему, чтобы повидаться, но он был уже очень сильно болен. Его западные ученики сказали, что мне едва ли удастся увидеться с ним. Стоя у его двери, не имея никаких шансов увидеть его и поговорить с ним, я молил Кришну о возможности служить Прабхупаде и прославлять его. Через несколько дней нам сообщили, что он покинул этот мир и вернулся обратно к Богу.
Прошло несколько лет. Я давно забыл о его благословениях. Материальная жизнь полностью поглотила меня. Я по-прежнему вел дела семьи и управлял храмами, построенными моими предками. К тому времени мой Гурудев тоже ушел из этого мира. В 1994 году в наш храм во Вриндаване зашел ученик Шрилы Прабхупады – Парамадвайти Махарадж. Первые же слова, которые он мне сказал при встрече, поразили меня. Мне показалось, что он знает, о чем мы говорили со Шрилой Прабхупадой.
Он сказал: «Почему ты не проповедуешь? Почему ты сам не служишь в храме?» Я мгновенно всё вспомнил и понял, что это сам Шрила Прабхупада напоминает мне о своих благословениях.
Парамадвайти Махарадж сказал мне: «Почему ты не принимаешь санньясу? Ты должен стать проповедником и начать распространять сознание Кришны по всему миру». К тому времени мне было пятьдесят лет. Я спросил разрешения у своей семьи, и они, неожиданно для меня, согласились. Несколько месяцев спустя я принял санньясу у Парамадвайти Махараджа, и он сразу же отправил меня в Южную Америку проповедовать. С тех пор на протяжении последних девяти лет я непрерывно путешествую по всему миру.
Садху Махарадж