В последнем абзаце своего письма Вы говорите, что пение харе-кришна-мантры Вас не раздражает (как других людей), а, наоборот, Вам нравится. Это мне очень приятно, я посылаю Вам экземпляр нашего журнала «Обратно, к Богу», № 28, в котором описывается, как студенты полюбили петь харе-кришна-мантру, хотя раньше ни разу с этим учением не сталкивались. Это, в самом деле, доставляет радость сердцу и является наилучшим способом внесения духовного сознания в сердца людей. Это наилегчайший из рекомендованных Ведами методов. В «Брихад-Нарадия-пуране» ясно сказано, что только пение и повторение имени Хари может спасти людей от проблем материального существования, и нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути в эту эпоху — Кали-югу.
Западная культура монотеистична, но людей Запада вводят в заблуждение имперсональные индийские спекуляции. Молодые люди на Западе разочарованы, ибо никто не занимается добросовестным их обучением монотеизму. Имеющаяся система образования и сознания их не устраивает. Это Движение сознание Кришны — настоящее благословение для них, потому что здесь их учат в рамках авторитетной ведической системы понимать западный монотеизм. Мы не просто устраиваем теоретические диспуты, но при помощи ведического метода обучаемся соблюдению правил и предписаний. Но я был удивлен, прочитав в последнем абзаце Вашего письма: «Бесспорно то, что Бхагавад-гита (не говоря уже о Ведах) не требует этого постоянного повторения или пения». Думаю, что Вы как-то пропустили следующий текст Бхагавад-гиты, не говоря уж о множестве других подобных стихов
сататам киртаянто мам …не пишу: все равно корректору или верстальщику переписывать. (Б.-г., 9.14)
Здесь описываются занятия великих душ, свободных от заблуждений и совершенных в своем осознании Бога: сататам киртаянто мам — они постоянно (сататам) поют (киртаянто) Мне славу и нитья-юкта упасате — всегда поклоняются Мне.
Не понимаю, как вы можете говорить «бесспорно». Если Вы хотите получить доказательства из Вед, я могу снабдить Вас ими во множестве. В Ведах основная духовная вибрация омкара — это также Кришна. Пранавах омкара — это божественная сущность Вед. Следовать Ведам — значит петь ведические мантры, а никакая ведическая мантра не является полной без Омкары. В «Мундака-упанишад» говорится, что Омкара названа самым благоприятным звуковым воплощением Верховного Господа. Это подтверждается и в Атхарва-веде. Омкара — это звуковое воплощение Верховного Господа, а следовательно, она является главным словом в Ведах. В этой связи, Верховный Господь Кришна говорит: пранавах сарва-ведешу (Б.-г., 7.8) — «Я — слог Ом во всех ведических мантрах». Далее, в 15 стихе 15-й Главы Бхагавад-гиты Кришна говорит: «Я пребываю в сердце каждого. Цель всех Вед — познать Меня. Я истинный составитель Веданты и знаток всех Вед». Верховный Господь, пребывающий во всех сердцах, описывается в «Мундака-упанишад» и «Шветашватара-упанишад»: два супарна саюджья сакхайах: «Верховный Господь и вечная индивидуальная душа пребывают в теле, как две птицы-подруги на одном дереве. Одна птица ест плоды дерева (плоды материальной деятельности), а другая птица, Сверхдуша, наблюдает за ней.
Цель изучения Веданты, следовательно, состоит в том, чтобы познать Верховного Господа Кришну. Это подчеркивается в Бхагавад-гите, в Восьмой главе (текст 13), где говорится, что при помощи метода мистической йоги, то есть, в конце концов, повторяя священный слог «Ом», человек отправляется на Высшую Духовную Планету Кришны. В Веданта-сутрах, которые Вы, конечно же, читали, В Четвертой главе, в Четвертой адхикаране (сутра 22) ясно утверждается: ом анавриттих шабдат, то есть, «Освобождение достигается посредством звуковой вибрации».
Каждый, кто, занимаясь преданным служением и хорошо осознав, что представляет Собой Верховная Личность, Бог, достигает Его обители, никогда больше не возвращается в материальную обусловленность. Как этого добиться? Ответ таков: непрерывно повторяя Его имя. С этим соглашается образцовый ученик, Арджуна, в совершенстве постигший духовную науку, которую преподал ему Йогешвара, повелитель мистического знания, Кришна. Признавая Кришну Верховным Брахманом, Арджуна обращается к Нему так: стхане хришикеша…, «Мир переполняется радостью, слыша Твои имена, и таким образом все привязываются к Тебе» (Б.?г., 11.36). Здесь подтверждается, что метод повторения является средством прямого контакта с Верховной Абсолютной Истиной, Божественной Личностью. Просто повторяя святое имя «Кришна», душа проникается влечением к Верховной Личности, Кришне, чтобы вернуться домой, к Богу.
В «Нарада-панчаратре» говорится, что все ведические ритуалы, мантры и смыслы сконцентрированы в восьми словах: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе. В «Кали-сантара-упанишад» тоже говорится, что шестнадцать слов: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе особо предназначены для того, чтобы противостоять разлагающему и оскверняющему влиянию этой материалистической эпохи — Кали-юги. Все это подробно изложено в моей книге «Учение Господа Чайтаньи». Следовательно, метод повторения харе-кришна-мантры представляет собой не только возвышенный способ достижения совершенства жизни, но также является авторитетным ведическим принципом, установленным великим ведическим ученым и преданным (которого мы считаем воплощениями Кришны), Господом Чайтаньей, и мы просто следуем Его авторитетному указанию. Движение сознания Кришны безгранично. Метод восстановления изначального духовного статуса или вечной жизни, полной блаженства и знания — это не абстрактное сухое теоретизирование. Духовная жизнь описывается в Ведах отнюдь не как теоретическая, сухая или имперсональная. Единственная цель Вед — привить чистую любовь к Богу, и этот гармоничный вывод претворяется в практику Движением сознания Кришны, то есть, повторением харе-кришна-мантры. Поскольку духовное осознание не преследует иной цели, кроме любви к Богу, Веды предстают как единственное доступное пониманию целое в области духовного сознания. Лишь несовершенные взгляды различных партий, не стоящих в цепи передачи ведического знания, разрывают целостное послание Бхагавад-гиты. Примирительным фактором, согласовывающим все видимые противоречия в утверждениях Вед, является сама суть Вед, или Сознание Кришны (Любовь к Богу).