Между тем, могу сообщить тебе, что присланная тобой газетная вырезка, «Нехристианский союз под запретом», не очень меня удивила. Религиозный фанатизм — это один из сильнейших признаков материализма, поэтому в начале Шримад-Бхагаватам сказано: дхармах проджжхита. Это значит, что религиозность, экономическое развитие, чувственное наслаждение и стремление раствориться в безличном абсолюте являются различными видами деятельности материалиста. Если отбросить совсем уж грубых материалистов, которые не соблюдают никаких моральных правил и общественных установлений, и взглянуть на хорошего цивилизованного человека, можно увидеть, что он занят исполнением определенных религиозных предписаний. Неважно, христианин ли он, мусульманин или иудей, признаком цивилизованного человека является наличие понятий о религиозных принципах. Это необходимое условие цивилизованности. Однако люди, в большинстве случаев, исполняют религиозные заповеди ради экономического процветания. Например, в христианской религии молитва предназначена для решения экономической проблемы, или проблемы хлеба насущного. Подобно этому, ведические ритуалы включают в себя различные жертвоприношения для удовлетворения полубогов, чтобы те обеспечили необходимые дожди, и было бы достаточно зерна для еды. Таким образом, религиозные ритуалы чаще всего совершаются людьми ради экономического развития.
В современную эпоху люди обладают научным знанием, и потому рвутся к экономическому развитию, даже не задумываясь о поклонении Богу или о соблюдении каких-то религиозных принципов. Такие люди постепенно забывают свои вечные взаимоотношения с Богом, поскольку думают, что и без Бога они могут добиться экономического процветания, которое необходимо для наслаждения чувств. Некоторые из них, испытав разочарование, пытаются задуматься о пустоте или о растворении в безличной абсолютной истине. Эта пустота или безличная идея Абсолютной Истины — суть не что иное, как противоположность материального разнообразия. Эту идею следует также считать материалистичной, это материалистическая концепция трансцендентности. Так все и идет, и не только сейчас — такова природа материального мира.
Поэтому в Шримад-Бхагаватам употреблено соответствующее слово: дхармах проджжхита. Это означает «вышвырнуть так называемые религиозные принципы, экономическое развитие, чувственное наслаждение и освобождение». Согласно Бхагавате, все это фальшивые методы, потому что, следуя этим методам, живое существо никогда не достигнет счастья. Эти принципы, в различных формах, соответствующих различным обстоятельствам, месту и времени для каждого человека — просто обман. Наше Движение сознания Кришны не имеет никакого отношения ни к одному из этих фальшивых методов. Я называю их фальшивыми, потому что в основе их всех лежит желание экономического процветания, и если все они предназначены просто для решения проблемы хлеба, то это не настоящая религия, описанная в Шримад-Бхагаватам. Даже если человек в рубашке родился, он не будет счастлив, так что все эти планы экономического развития — сплошной обман. Поэтому великие риши в лесу Наимишаранья спрашивали великого мудреца Суту Говами: «Как живому существу стать по-настоящему счастливым?» Шримад-Бхагаватам отвечает, что высший религиозный принцип тот, следуя которому, человек может стать преданным Верховной Божественной Личности, не имя при этом никаких посторонних мотивов и не прерывая своего преданного служения ни при каких обстоятельствах. Это сделает его совершенно счастливым, и это есть наш метод. Мы учим людей развивать свою дремлющую любовь к Верховному Господу, невзирая ни на какие материальные условия.