Относительно твоего вопроса по поводу Б.-г. 3.5, ведического гимна, процитированного в комментарии к Б.-г. 5.14-15, и утверждения «Когда живое существо запутывается в своих желаниях, Господь позволяет ему исполнить эти желания». Ты цитируешь: «Господь занимает душу благочестивой деятельностью, чтобы она могла возвыситься. Господь занимает ее и в греховной деятельности, чтобы она могла пойди в ад…» В основе лежит желание души, а Сверхдуша, Господь, предоставляет каждому возможность идти в рай или в ад, или на Вайкунтху, если таково желание души. Тем, кто жаждет материальных возможностей, Господь как Сверхдуша предоставляет возможность наслаждаться материальной природой, и она обеспечивает их всем для этого необходимым. Подобно этому, если душа желает духовного возвышения, Господь дает ей ведическую литературу и духовного учителя. Но Он советует всем живым существам бросить заниматься чепухой и предаться Ему. Воспользовавшись одним видом возможностей, живое существо идет в ад, а воспользовавшись другим видом возможностей, оно возвращается домой, к Богу. И те, и другие возможности предоставляются Господом.
Следовательно, можно сказать, что косвенно одних живых существ Господь посылает в ад, а других в духовный мир — но на самом деле Он просто предоставляет каждому возможности, соответствующие его желаниям. Поэтому разумный человек ничего не желает, он просто предается Господу, он желает служить Господу, и это его великолепная возможность. «Человек предполагает, а Бог располагает». Вот в чем суть. Но, будучи чистым преданным Господа, ты не должен предполагать — прими Его предположения и предайся Ему. Что касается обусловленной души, ей предлагаются те же возможности, но если она не пользуется предоставленным ей шансом возвыситься до сознания Кришны и выбирает неверное использование своей независимости для наслаждения каким-то материальным счастьем, она будет оставаться обусловленной, поскольку Господь позволит ей исполнять свои желания. Возможность всегда есть — вот как мы, например, предлагаем много способов осознать Кришну, но если человек не пользуется предоставленными возможностями, что я могу сделать? Это сознательное пренебрежение долгом. Можно привести пример со спящим человеком. Если он по-настоящему спит, его можно разбудить разными способами, но не подлежит сомнению одно: он проснется. Однако если человек только притворяется спящим, поднять его невозможно никакими силами.