Здесь, в Шридхаме Майяпуре, Шрила Прабхупада дал начало проекту главного храма. Это будет 30-этажное здание-небоскреб, так, как это описано в «Брахма-самхите»:
голока-н…мни ниджа-дх…мни тале ча тасйа
дев‡-махе±а-хари-дх…масу тешу тешу
те те прабх…ва-ничай… вихит…± ча йена
говиндам …ди-пуруша там аха бхадж…ми
(Б.-с., 5:43)
Главный храм взметнется на 30 этажей, различные уровни будут показаны на диорамах. Вначале материальный мир, Деви-дхама, затем Махеша-дхама, затем Вайкунтха-дхама и, наконец, Голока Вриндавана. Мы обратились в одну компетентную инженерную фирму из Калькутты, единственную в Индии, где в расчетах используются компьютеры IBM, чтобы они рассчитали фундамент. «Это будет не трудно», — заверил Шрила Прабхупада. Позже он открыл нам следующее: «Я назвал этот храм Шри Майяпур-Чандродая-мандир — храм Восходящей Луны Майяпура. Сделайте же так, чтобы она взошла, чтобы становилась все больше и больше, пока не станет полной. Сияние этой луны должно распространиться по всему миру. Со всей Индии люди будут съезжаться, чтобы посмотреть на него. Будут приезжать со всего мира. Кришна даст деньги. Не волнуйтесь. Деньги придут либо из местных источников, либо из США».
Когда Прабхупаде сообщили, что правительство берется оплатить 2/3 расходов на строительство дороги и моста, если 1/3 мы соберем на месте, он сказал, что мы должны немедленно ответить им, что он готов вложить крор долларов (миллион), а они должны выделить 2 крора на развитие всей зоны Майяпура. Он хочет, чтобы там были дороги, парки, сады, подобные тем, что упоминаются в книге «Кришна» в описании Двараки. Прабхупада лично осмотрел места для большого пруда и для второго жилого дома. Он велел построить стену с большими главными воротами. Работа над обширным кухонным комплексом рядом с Шоссе Бхактиведанты продолжается, но Прабхупада распорядился добавить второй этаж, где могли бы жить женщины и домохозяева, и перенести всю нынешнюю кухню при жилом корпусе туда, чтобы в тех комнатах, где сейчас размещается кухня и живут женщины, могли останавливаться гости. Кроме того, к новому кухонному комплексу будет пристроен павильон для раздачи прасада, стоимостью 25000 долларов. Гаргамуни Свами уже нашел половину суммы, и Хамсадута Прабху прислал из Германии 4000 и обещал прислать еще. За один раз там сможет принять прасад 1000 человек.
Возвращаясь к философии: Прабхупада пожелал рассказать кое-что о своих духовных братьях. «Он просто сидит на месте рождения Чайтаньи Махапрабху и ждет, когда люди приедут и дадут ему денег. Он убежден, что теперь это его личная наследственная собственность. Он считает, что он сам и Бхактисиддханта Сарасвати основали вместе некое предприятие, а теперь, поскольку старший партнер ушел, предприятие перешло полностью в его руки.
Мы должны так все устроить, чтобы все приезжали сюда, а не туда. Мы соревнуемся не с Йога-Питхой, а с владельцем Йога-Питхи. На самом деле место рождения Господа не так важно, как места Его деяний. Курукшетра важнее, чем Матхура, потому что весь мир знает Бхагавад-гиту. Именно из-за деяний Господа люди проявляют интерес к месту Его рождения. Карма важнее джанмы. Когда Господь Чайтанья Махапрабху присутствовал здесь, люди отправлялись к Нему в Джаганнатха-Пури, а не в место Его рождения, потому что Его деяния важнее места Его рождения. Месту Его рождения мы предлагаем наши намаскары, но в месте Его деяний мы получаем вдохновение. А чем занимался Господь в Пури? Он проповедовал. Наш храм должен жить проповедью, он не должен быть мертвым местом».
Шриле Прабхупаде было сообщено, что из всех храмов Майяпура наша мангала-арати в 4:15 утра идет первой, а в Чайтанья-Матхе она, похоже, начинается после восхода солнца. Когда Прабхупаду спросили, хочет ли он осмотреть новый храм Бхактивиноды Тхакура, построенный у входа в Йога-Питху, он ответил: «Не хочу смотреть, как он сделал из Бхактивиноды Тхакура привратника».
В нашем Движении Майяпурский храм является ведущим. «Нигде у нас нет такого прекрасного храма в таком открытом месте», — заметил Прабхупада во время одной из утренних прогулок. Мадхудвиша Махараджа послал в Бомбей груз — 2000 кг австралийского гхи. Оно будет продано индийским храмам, а деньги пойдут на праздник открытия вриндаванского храма после Гаура-Пурнимы в апреле. Для майяпурского фестиваля гхи привезут все без исключения преданные. Каждый должен привезти баночку гхи. Его можно провозить как предназначенное для личных нужд.
Я говорил Его Божественной Милости, что авиабилеты сильно подорожают в следующем году из-за дефицита бензина, и это может отразиться на количестве преданных, которые приедут на праздник Гаура-Пурнимы. Прабхупада спросил: «Сколько еды ты съел за свою жизнь?» «Немало», — признал я, недоумевая, к чему он клонит. «А сколько стоила вся эта еда?» На этот вопрос я не смог ответить. «Ты прекращаешь есть из-за того, что еда стоит дорого? Нет. Ты продолжаешь есть, и, сколько бы она ни стоила, ты тратишь деньги. Принцип в том, что если у тебя есть деньги, ты можешь их потратить. Но если их у тебя нет, ты не можешь и потратить. Так что, если деньги есть, должны приехать как можно больше людей».
Утром, после своей лекции по Молитвам царицы Кунти из Шримад-Бхагаватам, Шрила Прабхупада находит большое удовольствие в киртане с прекрасно поющими и танцующими преданными. Здесь, в огромном храмовом зале места танцевать хватает всем, и когда мы бегаем взад-вперед или прыгаем, Прабхупада швыряет в нас пригоршни цветов. После этого он трижды обходит алтарь Радхи-Мадхавы, на каждом круге трижды звонит в колокола и делает полный поворот вокруг себя перед Божествами. Твой слуга, Брахмананда Свами, личный секретарь. Просмотрено А.Ч.Бхактиведантой Свами (Письмо Рамешваре Прабху, просмотренное Шрилой Прабхупадой, 25 октября 1974)
76-06
Навадвипа
Мой дорогой Шрипада Б.Р. Шридхара Махараджа,
Милостиво примите, пожалуйста, мои смиренные поклоны у Ваших лотосоподобных стоп. С тех пор, как мы с Вами виделись в Майяпуре, я уехал из Индии в свое 15-е кругосветное турне. Из Майяпура мы отбыли во Вриндаван, а затем отправились в Бомбей. Из Бомбея в Мельбурн (Австралия) и Окленд (Новая Зеландия), а потом на остров Фиджи, где мы присутствовали на церемонии закладки первого камня нашего храма — храма Калия-Кришны. Это будет первый храм на этом острове. Там много индийцев, но систематическое храмовое поклонение не ведется, поэтому мы строим храм, который обойдется нам в 200 000 долларов. Между тем, я получил письмо от Джаяпатаки Махараджи, в котором он сообщает, что Мадхава Махараджа и, возможно, Дамодара Махараджа ведут пропаганду против наших попыток построить в Майяпуре поселение, центром которого станет «Ведический планетарий». В этой связи мы обратились к правительству с просьбой о выделении нам 350 акров земли, и сейчас наше прошение рассматривается. Однако Дамодара Махараджа и Мадхава Махараджа пытаются свести на нет наши попытки. Вот цитата из письма Джаяпатаки ко мне.
«После того, как было подано прошение о выделении земли, магистрат прислал к нам нескольких землеустроителей, чтобы они осмотрели земли, определили их положение, ландшафт и т.д. В это время местные люди каким-то образом проведали о том, что нам собираются выделить землю. Кое-кто говорит, что с самого начала такие сведения распространяли Дамодара Махараджа и Мадхава Махараджа. Несколько местных крестьян написали петицию против выделения нам земли, и ее подписали около 90 человек. Местное население написало так же и петиции о выполнении правительством обещания развивать эти земли, и большая часть этих людей согласна с планом ИСККОН. В защиту нашего проекта нужно собрать 2000 подписей. Когда один из сочувствующих нам людей пришел ко мне с подписным листом, на котором было 500 подписей, его схватили и уволокли, подписной лист вырвали у него из рук. Его притащили к крыльцу Матха Мадхавы Махараджи, и несколько местных земледельцев и несколько прабху из Матха стали спрашивать его, почему он поддерживает ИСККОН. Столкнувшись с таким грубым поведением, этот человек теперь еще сильнее нас поддерживает. Других тоже вызывали в Матх Мадхавы Махараджи и отчитывали за то, что они помогают нам. Они говорят, что наша миссия носит политический характер, что мы добиваемся только падения Индии и политической власти для себя. Они такие завистливые…» Конец цитаты. Фактически, я стараюсь построить поселение в Майяпуре и трачу кроры рупий на защиту от наводнений и на постройку планетария в 300 футов высотой. Так почему же они возражают против этой программы? Какой им от нее вред? Люди и сейчас приезжают в Майяпур со всего мира взглянуть на Майяпур и присоединиться к движению санкиртаны, так если построить что-то более привлекательное, приедет еще больше людей из всех уголков земли. Так против чего же они так серьезно выступают? Конечно, они всего этого сделать не смогут, это выходит за пределы их возможностей, но если кто-то другой это делает, зачем завидовать ему и мешать осуществлению его планов?
Кажется, они входят в ближайшее окружение Вашего Святейшества, и если бы Вы милостиво попросили их не препятствовать этой программе, это было бы очень любезно с Вашей стороны. Я до середины августа 1976 пробуду в Европе и Америке. В Европе нам предстоит открыть два новых центра: один в Афинах (Греция), другой на французском острове Корсика. Еще одна хорошая новость состоит в том, что мы продаем книги в социалистических странах, во главе с Россией и Югославией, и крупные ученые дают нашим книгам высокую оценку. Мы уже опубликовали Бхагавад-гиту на множестве языков, в том числе на английском, французском, немецком, голландском, итальянском, испанском, португальском, шведском, а теперь вот готовятся к печати китайское и русское издания. Мы везде встречаем очень хороший отклик, особенно там, где говорят на испанском и португальском языках — в Южной Америке.
Пожалуйста, обратите внимание на прилагаемый последний номер журнала «Обратно к Богу». Надеюсь, сие застанет Вас в добром здравии.
Искренне Ваш,
А.Ч. Бхактиведанта Свами