Пандиту Джавахарлалу Неру
Президенту Рабочего Комитета Всеиндийского Национального Конгресса
Нью-Дели
Дорогой Пандитджи,
Ваша статья, озаглавленная «Будем откровенны друг с другом» и опубликованная в «А.Б. Патрике» (аллахабадское издание) от 30.12.52, привлекла мое внимание, и я перечитывал ее снова и снова. Эта статья содержит в себе ядро будущей деятельности человеческого общества в духовном царстве, и я прочел в Ваших утверждениях глубокую озабоченность судьбами человеческой цивилизации. Вы совершенно правильно в этой связи говорите: «Итак, мы ищем новых путей, новых аспектов истины, которые привели бы нас к большей гармонии с окружающим нас миром. И мы задаем друг другу вопросы, мы дискутируем и ссоримся, и ссылаемся на бесконечные «измы» и философии. Как во времена Сократа, мы живем в эпоху вопрошания, но это вопрошание не ограничивается одним лишь городом вроде Афин — оно простирается на весь мир».
Отвечать на такие вопросы можно двумя путями: я имею в виду дедуктивный и индуктивный. Смертность человека можно установить любым из этих двух способов. При дедуктивном подходе, мы принимаем это утверждение на веру из надежного источника: «Человек смертен». При индуктивном мы приходим к той же истине с помощью жалких своих «наблюдений и экспериментов». Наблюдая, как умирает Ганди, умирает Фотилал, умирает Ч.Р.- дас, умирает Патель, мы приходим к заключению, что люди умирают, то есть, «человек смертен». Воспользовавшись снова дедуктивным методом, мы переходим от утверждения, что человек смертен, к выводу, что коль скоро Джавахарлал является человеком, Джавахарлал смертен.
Истина — это Абсолютная истина. Относительная истина зависит от условий, и когда условия меняются, относительная истина исчезает. Абсолютная Истина от условий не зависит, она выше любых условий. И когда мы говорим об истине, мы должны иметь в виду Абсолютную Истину. И когда мы говорим о приближении к Истине новыми путями, мы должны признать, что пытаемся приблизиться к ней индуктивным путем. Абсолютная Истина описана в Ведах: сатйам парам дхимахи — summum bonum. И все исходит из этой Абсолютной Истины — джанмадй асйа йатах. Об этой Абсолютной Истине в писаниях говорится, что она санатана, то есть, вечная. А философия или наука, которая изучает такой вечный предмет, называется санатана-дхармой. Поэтому мы должны вначале отыскать вечную Абсолютную Истину какими-то новыми путями (?), а потом найти новые аспекты Абсолютной Истины в гармонии с нынешним окружающим миром. Конечно, нынешний мир отличается от старого. И если мы сравним современный мир со старым, мы легко обнаружим, что:
1) Люди нашего времени обычно живут недолго, средняя продолжительность жизни составляет около тридцати лет.
2) Они, по большей части, лишены качества простоты. Почти каждый что-то выдумывает, честных людей почти не осталось.
3) У них нет возможности мыслить возвышенно, поскольку они сбиты с толку разнообразными относительными истинами.
4) К сожалению, поскольку они живут в эту эпоху, их проблемы остаются неразрешенными в течение всей их жизни, хотя их вожди бьются над решениями. Они стараются изо всех сил, чтобы решить проблему, но она, к сожалению, становится лишь все более напряженной.
5) И кроме всего, люди этой эпохи все больше и больше страдают от голода, нищеты, горя и болезней.