Прабхупада каждое утро читал лекции в лондонском храме на Бери-плейс, и первое, что я почувствовал, когда слушал его лекции, было ощущение того, что он.обращается лично ко мне.
Когда он приводил какой-нибудь пример или делал какое-то утверждение, я ощущал на себе его взгляд и при этом понимал, что слова его проникают прямо в сердце и очень многое объясняют в моей духовной жизни. Многие преданные говорили мне о том же ощущении, которое возникало у них на лекциях Прабхупады. Слушая лекцию, они чувствовали, что его слова полностью поглощают их сознание и обращены конкретно к ним – как будто бы он видел их насквозь и всё про них знал.
В это время в Германии моя семья испугалась, что я выберу духовный путь, и ко мне один за другим стали приезжать родственники и друзья, уговоривая меня вернуться. Мой дедушка был при смерти и требовал, чтобы я приехал к его смертному одру, но я не соглашался, поскольку знал, что он попросит меня отказаться от сознания Кришны, а я не смогу отказать ему в последней просьбе. Словом, на меня давили со всех сторон. Приехала моя девушка и умоляла меня вернуться к материальной жизни. Практически каждый день мне приходилось отбивать какие-то атаки. Положение усугублялось тем, что президент храма на Бери-плейс занимал меня служением по полной программе. Я драил полы и туалеты, мыл посуду – в общем, делал все то, чего никогда до этого не делал. В голове моей постоянно крутились жуткие мысли, так что я не мог толком спать. Невозможно даже представить себе, как мне было тяжело. В конце концов я решил, что мне просто нужно, по выражению немецких учеников Свамиджи, «исчезнуть в прериях». Однако у меня не было веских причин, и я решил, что сначала уличу Шрилу Прабхупаду в противоречии и тем самым докажу себе, что его философия полна изъянов, после чего смогу со спокойным сердцем уехать.
«Вы сказали, что Кришна – творец всего. Это так?»
«Да-а-а», – протяжно ответил Прабхупада.
«Вы также сказали, что Кришна всем желает блага. Так?»
«Да-а-а», – снова ответил Прабхупада.
«Тогда зачем Кришна сотворил майю, которая не приносит никому никакого блага?»
Внутри я уже торжествовал. Прабхупада внимательно и спокойно посмотрел на меня, чтобы понять мой мотив. Я почувствовал себя немного неуютно. В храмовой комнате повисла тишина. А затем он так же спокойно сказал всего одну фразу, которая произвела на меня впечатление разорвавшейся бомбы: «Майю сотворил не Кришна! Майю сотворил ты!» Все дружно засмеялись, а мне показалось, что эта фраза вонзилась мне в сердце, как стрела. Я не понял, что произошло, и заплакал. Вся моя гордыня куда-то улетучилась, я сидел и плакал, потому что вдруг мне стала ясна одна вещь: нет никакого смысла валить вину на Кришну. Я сам – виновник всех своих бед. Тогда ответ Прабхупады не был мне до конца понятен, это сейчас, по прошествии многих лет, я очень хорошо понимаю его философскую подоплеку. Но в ту минуту единственное, что я отчетливо понял, – это то, что во всем виноват я. Кришна тут ни при чем. Этого было достаточно, чтобы произвести переворот в моем сердце. Именно в этот момент я решил по-настоящему стать преданным и мысленно пообещал, что сбрею свои длинные волосы. О, как я был привязан к ним в то время! Долгие годы я растил и холил их, они были предметом моей гордости, но одной фразой Прабхупада избавил меня от этой привязанности. Это был поворотный момент в наших отношениях – больше мне никогда не приходило в голову бросать вызов Прабхупаде. Я стал его учеником.
Шачинандана Свами